курс обучения
Информационные вызовы и угрозы
COVID-19 в контексте экологии Узбекистана
Экологическая журналистика - сложная околонаучная сфера, требующая дополнительных знаний и умения представлять “скучную” и важную информацию более просто, наглядно и зрелищно.

Почему проблемы экологии становятся одними из главных тем в мировых медиа, как определить актуальные проблемы, касающиеся вашей страны, как выбрать правильные слова, чтобы донести информацию до своей аудитории максимально корректно. Этот учебный онлайн-курс “Информационные вызовы и угрозы COVID-19 в контексте экологии Узбекистана” о том как эффективно писать о проблемах экологии и здоровье в соответствии с критериями качественной журналистики.
Учебный план
1
Covid-19 и инфодемия - современные вызовы медиасферы
2
Экологические знания для журналистов
3
Журналистский экоконтент и форматы
4
Фейки в период пандемии COVID-19 и способы их развенчания
Введение:
Covid-19 и инфодемия - современные вызовы медиасферы
Традиционные СМИ потеряли монополию на производство и оперативность в распространении контента. Во время пандемии Covid-19 люди искали разъяснений ситуации в социальных сетях, потому что официальные СМИ не успевали оперативно отслеживать события, а по мессенджерам распространялись в основном слухи о происходящем, стали открываться каналы в телеграм с претензией на статус официальных, тем не менее распространяющих фейковую информацию, как например, "Covidinfo.Uz". Решением стало открытие действительно официального телеграм-канала Koronavirus Info, который в очень короткие сроки набрал большое число подписчиков, логическим продолжением стало открытие канала AntiFake.uz, направленного именно на подавление фейковой волны. Это в какой-то мере решило проблему инфодемии в сетевом сегменте Узбекистана, так как взаимодействие пресс-служб официальных и коммерческих организаций и журналистов стало значительным препятствием для волны фейковой информации. Вбросы стали сопровождаться комментарием “Это же фейк” практически сразу, и гасли, не успев достигнуть широкой аудитории.
Как пишет MediaSapiens, в официальном блоге этой социальной сети представитель компании Кан-Син Джин сообщил, что сеть фактчекеров активно проверяет информацию о коронавирусе и по результатам проверки администрация, при необходимости, оперативно реагирует на выявленные проблемы. «Когда они оценивают информацию как ошибочную, мы ограничиваем ее распространение в Фейсбуке и Инстаграме, а еще показываем людям точную информацию от наших партнеров. Мы также отправляем оповещение людям, которые уже делились этим содержимым или пытаются поделиться, чтобы предупредить их о проведенной проверке», — пишет Кан-Син Джин.
В Центральной Азии также пандемия объединила фактчекеров разных стран в сообщество, противостоящее фейковой волне - Faktchek.kz. Factchek.kg, Factchek.tg - журналисты этих фактчекинговых изданий работали сообща, делились информацией о ситуации и помогали друг другу в проверке фактов. В Узбекистане к этому времени сообщество фактчекеров еще не сложилось. Здесь работали другие специалисты - журналисты, блогеры, представители государственных органов и пресс-служб.

Facebook, а за ним и другие социальные сети начали обновлять правила и расширять понятие «содержимого, которое может нанести физический вред». Facebook убирает посты с конспирологическими теориями о происхождении вируса и фейковых методах лечения, когда ведущие глобальные организации здравоохранения сигнализируют о появлении такого контекста.

Впрочем, опасность с точки зрения обеспечения эффективного противодействия эпидемии вируса представляют не только собственно фейки, но и попытка медиа и пользователей социальных сетей нагнетать панику и истерию, искажая и придавая другую эмоциональную окраску достоверной информации. Здесь становятся актуальными такие термины, как мисинформация*, малинформация*, дезинформация*. ВОЗ официально считает очень серьезной угрозой распространение взаимного недоверия тогда, когда человечество нуждается в сплоченности и о совместных действиях по преодолению эпидемии.

Заместитель Генерального секретаря ООН по глобальным коммуникациям Мелисса Флеминг в своей публикации на платформе Facebook написала: «Доктор Тедрос, возглавляющий ВОЗ, верно отметил, что мы боремся не только с эпидемией, но и с “инфодемией”… Моя команда в ООН по глобальным коммуникациям активизировала усилия по предоставлению всем наиболее точной и достоверной информации, а также по распространению вдохновляющих историй о международном сотрудничестве и добрых поступках людей».
В социальных сетях всегда можно найти материалы для оперативной информации. Однако проверка данных, полученных из социальных сетей, необходима всегда. Это сокращает опасность распространения ложной информации. К сожалению, особенно в чрезвычайной ситуации, даже профессиональные СМИ не уделяют достаточного внимания отбору и проверке фактов.

Итак, что же можно сделать, чтобы предотвратить усиление ложных историй, связанных с COVID-19?

  1. Не используйте гиперболизации (преувеличения) или кликбейты, особенно в заголовках. Избегайте сенсационности и пугающих высказываний. Люди уже напуганы и встревожены.
  2. Проверяйте интернет-статьи и источники перед публикацией. Не распространяйте ложный контент, слухи или домыслы сознательно.
  3. Избегайте “языка вражды”. Мы участвуем в этом вместе.
  4. Не используйте личную информацию. Соблюдайте неприкосновенность личной жизни людей, кого затронул COVID-19.
  5. Сосредоточьтесь на этической, качественной журналистике. Будьте точны, конкретны и фактологичны.
  6. Используйте достоверные источники и ресурсы, включая медицинских экспертов, ученых и вирусологов.
  7. Будьте осторожны с используемыми изображениями. Не используйте стереотипные (например, китайцев в медицинских масках) или сенсационные изображения.
  8. Просвещайте свою аудиторию об «инфодемии» и медийной грамотности. Поделитесь инструментарием и навыками для самостоятельного выявления мизинформации.
Глоссарий:

Информация - психический продукт любого психофизического организма, производимый им при использовании какого-либо средства, называемого средством информации. Информация или сообщение, или данные не передаются от организма к организму, но формируются при пользовании средствами информации, которые могут передаваться-получаться от одного организма к другому. Например, книги являются средствами информации. С помощью книг — определенных изделий человек может, действуя на себя данными средствами (книгами) производить информацию;в разговорном языке означает передаваемые сведения, знания; нечто осмысленное и как-то полезное получателю. Такое словоупотребление довольно верно́: informare с латыни — «научать».

Инфодемия - не соответствующие действительности тексты, которые сопровождают пандемию.

Фальши́вые (подде́льные, «фе́йковые», ло́жные) но́вости — это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду.

Малинформация - Правдивая информация, способная причинить вред (утечки, “язык вражды”, притеснение, использование информации вне контекста)

Мисинформация - ложная, но не вредоносная (во всяком случае, не наносящая очевидного вреда) информация. Миcинформация является непреднамеренной. Она может быть ошибкой журналиста или того, кто делится сплетнями. Она все же может быть опасной, но не имеет намерения причинить вред.

Дезинформация - ложная информация, приносящая вред.(манипуляция, сфабрикованный контент, информация от ложных экспертов)

Информационный шум - это культурный феномен, возникший в XX веке, который описывает наличие в тексте элементов, усложняющих его понимание, искажающих смысл изложенного или вовсе полностью препятствующих адекватному пониманию его содержания. Понятие информационного шума относится к современному медиапространству и способам распространения информации в условиях информационной «перегруженности» общества.